Монархическая идея терпит окончательный крах. Еще на одно монархическое государство в мире стало меньше: после 12-летней ожесточенной борьбы Непал стал республикой. Это нанесло очередной удар и по влиянию многочисленных, но разрозненных поборников восстановления монархии в России.

11 июня парламент Непала упразднил 240-летнюю непальскую монархию династии Шахов и провозгласил это гималайское государство республикой, во главе которой будет президент, а исполнительную власть возглавит премьер-министр.

Недовольство правлением короля Гьянендра Бир Бикрам Шаха в стране наблюдалось уже давно. Что же стало причиной того, что подданные «живого Бога Вишну» вдруг взбунтовались против своего венценосного правителя? Дело в том, что год от года экономическое положение в государстве с известным на весь мир названием всё ухудшалось. Сам «живой Бог», впрочем, не ограничивался делами божественными и вовсю занимался преумножением своего немалого капитала путем тотального контроля над гостиничным и чайным бизнесом.

Многие из жителей страны от «хорошей жизни» подались даже в партизаны. Впрочем, представители правящего режима считали, что всё это дело рук китайских спецслужб, которые поддерживали маоистских партизан оружием, деньгами и инструкторами в рамках «ограниченного экспорта революции».

Напомним, что недовольство королевским правлением вышло наружу еще в 1996 г. Уже тогда непальский народ был недоволен стремлением своего монарха к роскоши на фоне обнищания населения. Этим воспользовались маоисты, начавшие против режима «живого Бога» гражданскую войну, стоившую непальцам 13 тысяч погибших.

В начале 2006 г. недовольство народа деспотизмом достигло своего апогея и противостояние перешло из «горно-лесной» партизанской фазы в уличную. Акции протеста населения были настолько массовыми, что король был вынужден отказаться от абсолютной власти, а партизаны согласились включиться в политический процесс.

И вот, неизбежное случилось: судьба монархии в Непале, по сути, была решена еще в апреле 2008 г., когда на выборах в парламент маоисты, по сути, его завоевали, а через три месяца народ страны поставил окончательную точку в этом деле. Свергли непальского монарха действительно главным образом коммунисты. В то же время далеко не все из них являются маоистами.

Среди непальских красных популярны и «классические» коммунисты-ленинцы. Впрочем, на власть в стране претендует и «непальский Конгресс». Как будут развиваться события, догадаться несложно: маоисты, опирающиеся на поддержку китайских спецслужб, в лице своего главаря Прачанда по кличке «Лютый» уже заявили о том, что они не намерены делиться властью. И это может спровоцировать новую волну насилия в стране вплоть до гражданской войны. Как бы там ни было, но в итоге на одну монархию в мире стало меньше к великому унынию поборников монархического правления.