Говорить с иностранцем по телефону всегда непросто, а в этот раз я почти не разбирал, что хочет сказать на том конце провода сенегалец Эжен. Было лишь слышно, как он плачет, глухо и басовито, как может плакать только большой сильный мужчина. В этот раз Эжену мешал говорить не только его акцент, но и разбитая челюсть, по которой ударили железной трубой. И никакая сила не поможет тебе тогда, когда на тебя нападают со всех сторон сразу несколько подонков, с ножами, дубинками, и шокерами в руках. Впрочем, как правило, они предпочитают набрасываться на слабосильных и беззащитных людей – джентльменские правила, типичные для этих «арийских сверхчеловеков».
К таким, беззащитным даже на вид людям, относился нигериец Даниэль Осаймо. Позавчера он пошел за продуктами в шулявский супермаркет «Сильпо», где к нему подошли трое бритоголовых громил, в кожаных куртках и военных ботинках. Когда они вышли на улицу, один из скинхедов достал нож, и воткнул его в живот Даниэля, а другой брызнул африканцу в лицо из газового балончика. Доктор Джонсон, глава нигерийского землячества рассказал нам, что только за последний месяц в Киеве зафиксировано около сотни расистских нападений, одно из которых забрало жизнь беженца из Конго. Он тоже решил сходить в киевский магазин, и остался лежать на асфальте, получив пятнадцать ножевых ранений в голову, грудь и спину.
По словам Джонсона, нацисты нападают на людей группами по 15-20 человек – вы, вероятно, и сами встречали на улицах такие группки куда-то спешащих бритоголовых подростков. Одна из этих собачьих стай избила на днях двух иранцев и китайца – причем, последнего доставили в нейрохирургию с тяжелыми травмами головы. В то время как сами расисты даже и не скрывают о журналистов подробности своего преступления: «Купили пива и пошли через МАУП. Встретили китайцев – избили. Потом встретили араба – его тоже избили. Он начал убегать. Догнали и снова избили». Еще бы – ведь через пять суток они будут на свободе, а молодняк этой банды отпустили домой из милиции непосредственно после инцидента. Кто знает, не они ли уже на следующий день пинали ногами индуса, которому вздумалось совершить пробежку на аллеях Печерска?
Структуры милиции и СБУ (той самой уникальной спецслужбы, которая отмазывает от обвинений в антисемитизме погромщиков полувековой давности), несут прямую ответственность за этот расистский террор. Ведь они до сих пор пытаются замолчать его масштабы и скрыть подлинный, организованный характер преступной деятельности нацистов. «Никакой организации, которая имеет устав, или что, мы в Киеве не зарегистрировали. И предупреждаем – этой проблемы не существует», – заявил прессе глава ГУ МВД Виталий Ярема, комментируя кровавую драку возле МАУП. Интересно, милицейский чинуша в самом деле уверен, что скинхедовские группировки нуждаются в какой-то там формальной регистрации – или он просто держит нас за круглых идиотов?
Впрочем, в расистских убийствах виноваты и мы сами. Иностранцев избивают и режут на наших глазах, а мы стыдливо молчим – хотя не так трудно представить себя в шкуре человека из далекой страны, который вынужден осторожно идти по нашему враждебному городу, постоянно озираясь в ожидании атаки. А иногда мы даже пытаемся оправдать свою трусость, повторяя байки о повышенной склонности к криминалу у людей с другим цветом кожи. Хотя понятно, что все торговцы кедами с Троещины и Шулявки не нанесли Украине и тысячной доли того вреда, который принес ей один-единственный среднестатистический бизнесюк – с безупречно-титульной родословной аж до погромщиков из куреня Болбочана.
Нам не удобно говорить и о том, что роднит уличных убийц с определенными слоями украинского политикума. Сразу по окончанию так называемого марша Покрова – 14 октября 2007 года, – группа подонков изрезала ножами трех китайских девушек, которые чем-то оскорбили их высокопатриотические чувства. Совпадение? Черта с два. Как говорят материалы процесса по делу о первом официально признанном милицией расистском убийстве, случившимся в 2006 году на Позняках, участники этого преступления познакомились на том самом «уповском» марше – только на год раньше. Все это лишний раз говорит о том, что питательной средой для расистских групп служат многочисленные тусовки ультраправых маргиналов, которые днем и ночью мечтают очистить от кого-нибудь наш многострадальный украинский народ. Не в этом ли причина, глубокого равнодушия к расистским преступлениям со стороны главмента Луценко, традиционно связанного с агрессивным ультраправым маргинесом? Заметим, что, по иронии судьбы, эта псевдопатриотическая публика во всем наследует пример путинской России, где расистские преступления давно стали обыденным и ежедневным явлением.
Украинские власти вообще несут главную ответственность за уличный нацизм, порожденный бедностью и безысходностью, в которые из года в год погружаются миллионы жителей нашей страны. И кое-кого очень устраивает, что нищие, полуобразованные мальчишки из бедных районов направляют свой гнев не против единокровных им паразитов от бизнеса и политики, а на приезжих студентов, виноватых лишь в смуглом цвете своей кожи. Не удивительно, что Украина позорно отказалась голосовать в поддержку резолюции ООН, категорически осудившей все формы расизма, ксенофобии и прославления нацизма. Ее поддержали 122 государства планеты, при единственном голосе против – от дипломатов США, и бойкоте враждебного к мигрантам Евросоюза.
Конечно, молчат не все. Как раз в этой неделе в городах Украины стартовали показы Фестиваля антифашистского кино. А учащиеся в КПИ иностранцы, поддержанные неравнодушными гражданами Украины, вышли вчера на улицу с лозунгами «не убивайте!» и плакатом «Сколько должно умереть, чтобы нас услышали?». Давайте спросим у Ющенко и Луценко – дадут ли они ответ на этот прямой вопрос?